Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Смольный собор > История строительства

История строительства 

В XVIII веке на живописной излучине реки Невы, напротив Охты, находился дегтярный завод, снабжавший  своей продукцией сначала шведскую крепость Ниеншанц, а затем санкт-петербургское Адмиралтейство.

В.Патерсен. Вид Смольного монастыря с Охты. Нач. XIX в.Близ этого места по указу царя Петра Алексеевича в 1720 году был построен загородный Смольный дворец, предназначенный для пребывания в нем в летнее время великой княжны Елизаветы Петровны. Здесь  в царствование императрицы Анны Иоанновны она жила в так называемом «Смольном доме», под неусыпным надзором самого Бирона.

После вступления Елизаветы на престол в 1741 году Смольный дворец опустел. Императрица предпочитала жить в Зимнем дворце, и только изредка посещала место,  в котором провела свои юные годы. После пожара 1744 года, уничтожившего главный корпус Летнего дворца, Елизавета решила его перестроить и превратить в приют для бедных девиц-сирот.

Существует также предание, что на  четвертом году своего царствования набожная императрица решила отречься в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени уже объявленного наследником престола. Елизавета Петровна  задумала построить монастырь и удалиться от мира. Но расставаться со столицей, детищем своего великого отца, ей не хотелось. Поэтому монастырь должен был быть возведен на берегу Невы.  Лучшего места, чем Смольный двор, для этой цели подыскать было трудно.

В октябре 1748 года она объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте Смольного дворца построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. Окружение будущей царственной настоятельницы должны были составить 120 благородных девиц. Для каждой из них предназначался отдельный апартамент, с комнатой для прислуги, кладовой для припасов и кухней. Указано было строить небывалый по красоте и великолепию монастырь – памятник благополучному царствованию императрицы Елизаветы Петровны.

Смольный двор. Гравюра Н.КирсановаСоставление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), одному из крупнейших зодчих России середины XVIII века. Растрелли был родом из Флоренции, его дед в 1670 году получил дворянский герб, которым очень гордился.

Отец зодчего Карло Бартоломео был скульптором и работал в Риме, Париже. После смерти Людовика XIV он понял, что при малолетнем новом государе во Франции будет трудно заработать на жизнь, и  решил  направиться в Россию. В 1715 году был подписан договор между господином Иваном Лефортом, советником службы Его Царского Величества Петра I в Париже, и «господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского». В документе было указано, что «помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества…».

Таланту Растрелли-сына русская архитектура обязана расцветом ансамблевого зодчества. Его мастерство превратило северную столицу в город дворцов. Смольный монастырь, равно как Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболее значимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, как Петербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь должен был выделяться среди других монастырей.

Смольный собор с корпусами В.П.Стасова. С литографии сер. XIX в.В октябре 1748 года архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг дворца, положил основание новому монастырю, названному  по соборному храму Воскресенским. Вскоре монастырь для краткости стали именовать  «Смольным».

Строителем был определен бригадир Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.

Строительство велось с небывалым размахом. Финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и  кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П.Цег (Цега), Ф.-М.Ламони, И.Финстервальтер, Дж.-Б.Гусени, И.Г.Фоэст.

Смольный институт. С литографии 1864 г.Архитектор Растрелли составил план возведения соборного храма и других монастырских зданий, из которого при Елизавете Петровне завершены были одни только кельи, а соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. Смольный монастырь строился до самой смерти императрицы Елизаветы Петровны. Руководили его возведением помощники обер-архитектора: с 1749 года – Христиан Кнобель, и с 1755 года – зять Растрелли Франческо Бертулиатти, которому помогал Василий Петров.

Первоначально Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса величественный однокупольный собор. Следует отметить, что Петр I, нарушая  традицию, одобрял строительство однокупольных храмов на европейский манер. Но Елизавета Петровна настояла на традиционном православном пятиглавии, свидетельствующем о незыблемости Православия.

В 1749 году из Москвы приходит Высочайшее указание строить собор «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле. Переделка уже скомпонованного архитектурного сооружения была для Растрелли серьезным испытанием.

На модели  монастыря в середине крестообразного замкнутого двора находится здание Смольного собора. По контуру двора расположены жилые корпуса, увенчанные по углам четырьмя малыми домовыми церквами. Они были задуманы для того, чтобы воспитанницы не выходили на богослужения в дождь, снег и пронизывающий ветер. Восхищает задуманная Растрелли колокольня высотой 140 м, которая должна была стать доминантой ансамбля. Замыкала монастырь каменная ограда с небольшими башнями.

Убранство глав собораВ мае 1751 года началось  возведение собора, а спустя три года строительство в Петербурге посетила императрица Елизавета и осталась довольна ходом работ. Но вскоре началась война с Пруссией, и деньги на строительство Смольного монастыря стали поступать нерегулярно.

Война была успешно завершена, но в дальнейшем императрица отказалась от мысли завершить свои дни в тишине монастырских келий и меньше уделяла внимания Смольному монастырю.

Внутри Смольного собора были оставлены огромные леса и помосты для внутренней отделки, которые от времени пришли в негодность и были сняты только в 1825 году. В таком положении здание находилось более 70 лет, хотя монастырь строился и при Екатерине II, без участия Растрелли.  Итальянец в то время находился в зените своей славы, но не пользовался расположением государыни. Руководить строительством императрица поручила И.И.Бецкому.

Строительные работы в Смольном монастыре шли медленно. В феврале 1765 года заведующий Конторой строения В.Перекусихин сообщает Бецкому, что от выделенных в 1761 году еще Елизаветой Петровной 40 800 рублей осталось 5 566 рублей 15 копеек, и что часть денег, предназначенных на строительство Смольного, была взаимообразно использована на ремонт Зимнего дворца.

После отъезда Растрелли в Италию главным архитектором Смольного собора был назначен Ю. М. Фельтен, которому в декабре 1764 года дано было указание достраивать монастырское здание для нового учреждения  –   Воспитательного общества благородных девиц, а также построить дом для Училища мещанских девиц. В помощники Фельтену определили П. Е. Егорова, а затем П. И. Крылова.
Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Скульптор Франческо Ре выполнил модели украшений для церковных глав, по которым их «выколачивали» из красной листовой меди и затем вызолотили «через огонь». Модели скульптурных украшений для фасадов собора П.Цег исполнил из глины по рисункам Растрелли. Их установка завершилась в 1768 году.

Фрагмент центральной главы собораЖелая сделать Воскресенский монастырь полезным для всей России,  Екатерина Великая своим указом от 31 января 1765 году учредила при нем Воспитательное заведение для малолетних девиц благородного и мещанского происхождения. Начальницей Воспитательного общества была назначена княжна  Анна Долгорукая, дочь князя Сергея Долгорукова и Ирины Голицыной, отец которой был сослан в царствование Анны Иоанновны. При Елизавете Петровне он был возвращен из ссылки и назначен русским посланником в Константинополе. Анне Сергеевне при утверждении в должность было пожаловано звание камер-фрейлины.

Был назначен попечительский Совет, в первый состав которого вошли И.Бецкой, сенатор П.Панин, сенатор князь П.Трубецкой, С.Козьмин. В разное время в состав Совета входили сенатор Г.Р.Державин, князь В.П.Кочубей, генерал от инфантерии граф М.А.Милорадович, С.С.Уваров.

Открытие Воспитательного общества состоялось 28 июня 1764 года, и было приурочено ко второй годовщине восшествия на престол императрицы Екатерины II.

Спустя два года в зданиях Воспитательного общества была закончена внутренняя отделка, однако из-за недостатка средств соборную церковь и другие строения не покрыли железом. Постепенно в ведение совета Воспитательного общества  стали переходить земельные угодья, находившиеся ранее в распоряжении Строительной конторы (как вокруг монастыря, так и на Охте), в том числе Большой Канецкий огород с оранжереями и парниками, названный так по находившемуся здесь ранее шведскому городку Канец (Ниеншанц).

Актовый зал СмольногоПосле воцарения императора Павла I совет института для улучшения материального положения заведения решает продать 276 чугунных капителей и баз колонн весом 22 000 пудов, а также другие неиспользованные строительные материалы на сумму в 29 670 рублей 23 копеек.

Император Павел I и великие князья пожаловали Воспитательному обществу 40 000 рублей. На них впоследствии были произведены необходимые работы. Земли на Охте в 1807 году были проданы Адмиралтейской коллегии.

Заложенный в 1748 году Смольный собор окончательно был достроен архитектором В.П.Стасовым только в 1835 году.

Подготовлено Э.А.Филипповой

 

Ф.В.Перро. Охта. 1830-е. Научно-исследовательский музей Академии Художеств

 

Ф.В.Перро. Смольный монастырь. 1830-е. Научно-исследовательский музей Академии Художеств

 

К.П.Беггров. Вид на Смольный монастырь. 1820-е-1830-е гг. Государственный Русский Музей